Загадка древнего Корода

Загадка древнего Корода

Опустевшие сёла – это боль стариков, вместе тем это новый вид туризма. Заброшенные города и деревни в разных уголках света привлекают множество путешественников. У нас в Дагестане таких поселений более ста. Мрачное обаяние упадка и запустения притягивает не только туристов из других регионов и стран, коренные дагестанцы тоже приезжают, чтобы заглянуть в те уголки своей родины, где когда-то кипела жизнь.

Старинное селение Корода в Гунибском районе состоит из древней, уже заброшенной и необитаемой части и новой, жилой. Мы, так же, как и множество туристов, приехали посмотреть на древнее, необитаемое село. В тот момент, когда мы подъезжали к нему, зазвучал азан на обеденную молитву. Это значит, жизнь где-то рядом, пусть о её существовании и слышно лишь с высоких минаретов трёхсотлетней мечети. Старинной части селения Корода предположительно 1700 лет. Высота отвесной скалы, на которой расположено селение Корода, неслучайна. Корода в переводе с аварского означает «ловушка». Село становилось ловушкой для захватчиков. Люди в древности селились в этом месте, чтобы защитить себя от врагов.

Когда входишь в старое Корода, нет ощущения, что находишься в нежилом месте. Здесь вполне ещё сносно смотрятся старинные двери домов. Через каменный мост расположена та часть старого Корода, в которой ещё живут люди. Улочки в старинном Корода – это древняя история, которую сегодня пока ещё может увидеть любой человек. И не только улочки и заброшенные дома. В домах этих сохранилась старинная утварь. Возможно, времён наших прабабушек. Старинный поднос, на котором хозяйка выносила гостям хинкал, проржавел, но, глядя на всю эту посуду, можно возродить в воображении кадры из прошлого.

Камни, из которых сложены дома в древнем Корода, с годами вываливаются из стен… Дойдя до середины древнего села, мы делаем открытие. Об этом не написано в Википедии, но это видели мы. Так вот, в старом полуразрушенном Корода есть жизнь. Это не милый рыжий кот, который сопровождал нас всю прогулку. Это подросток Рашид, который живёт тут вместе с мамой  — Райсат. Некоторое время назад вплоть до своей смерти, с ними жила мама Райсат, бабушка Патимат. Райсат после смерти матери древнее село не покинула. Из их старинного дома доносятся звуки телевизора, что выглядит особенно парадоксально, на фоне мрачного облика древних руин.

Рашид – типичный подросток. Он ходит в школу, которая находится рядом, в Новом Корода. Помогает маме после школы. У него много друзей, и они гуляют по полуразрушенному Корода, совершенно не боясь, что старые стены обвалятся.

— Рашид, сколько тебе лет, в каком классе ты учишься?
— Мне 13 лет, учусь в 8 классе.
— Здесь, в старинной части Корода, ты живёшь с самого рождения? Как тебе здесь живётся?
— Да, я всю жизнь здесь живу. Мне здесь нравится.
— Хотел бы уехать отсюда?
— Нет, я живу здесь с мамой, и уезжать отсюда не хотелось бы.
— А тут у вас все коммуникации есть? Водопровод?
— Воду набираем в соседнем Корода.
— А что делаешь после уроков в школе?
— С друзьями гуляю тут.

Рашид и его мама держат скот: коров, коз, овец; этим и живут.

Судя по облику домов в старинном Корода, в домах было по два, а то и три этажа. В них жили большие семьи. Мы дошли до последнего дома на окраине старого аула, вошли, поднялись на второй обветшалый этаж, уже без стен. Разглядывая старинную утварь в заброшенных домах, мы делаем множество открытий. Тут есть камни с древними отпечатками, древний камень кожевников и ветхие верёвочные ручки. Отсюда с обвалившейся стены старого дома открывается вид на новое Корода – живое село с новыми домами.

На обратном пути из заброшенного аула на ручке двери старого дома вы видим совершенно новые чётки. И это удивительно, ведь каждый предмет в этой части старинный и ветхий. Оказывается, есть ещё один дом в ауле, в котором никто не живёт, но его навещают из уважения к прежнему хозяину. Историю этого дома нам поведал житель селения Корода Нурудин Хирачиев. Он частый гость в этом старинном доме:

— Все жилища вокруг разрушены – ни крыш, ни стен, а этот дом относительно неплохо сохранился, мы заходим сюда для бараката
— А кто здесь жил?
— Его звали Абдулгъафур. Миссия Абдулгъафура из Корода в истории Ислама очень значима. В то время, когда шейхи подвергались репрессиям, сидели в тюрьмах, он смог передать Хумайду-афанди разрешение на наставничество от Хасана-афанди, позднее признанного пропавшим без вести. Так в Дагестане сохранилась непрерывная цепочка преемственности истинных шейхов.

Выходя из древнего Корода, мы заметили Райсат. Она загоняет скот в стойло, ей помогают женщины из нового Корода. Новое Корода отделяет от древнего Корода только небольшой каменный мост-тропинка.

Сразу возле моста в двух шагах от заброшенного Корода находится старинная мечеть. Ей триста лет. Она известна тем, что здесь жители провозгласили гоцатлинца Гамзатбека имамом Дагестана. Мечеть хорошо сохранилась, в ней молятся люди. Собираются на коллективные намазы, маджлисы, рядом с мечетью протекает родниковая вода, за которой родители отправляют местную детвору. Мечеть, хоть и старинная, частично отреставрирована. Усилиями местных жителей её ремонтировали, но средств хватило только на отдельные части.

В той части Корода, где есть жизнь, настроение заметно меняется. Нас приглашают практически в каждый дом, мимо которого мы проходим, так мы оказываемся в доме плотника Абдулла-Магомеда. Общение с ним – всё равно что заглянуть в мир человека, который живет ценностями, сильно отличающимися от наших – ценностей городских жителей. Мы спросили у него о Корода с его старинной частью, с более новой постройкой через каменный мост и с новейшей частью села, до которой можно добраться, спустившись со «скалы-ловушки» вниз. В ней уже совсем нет старинных домов.

Плотник Абдулла-Магомед Алиев говорит, что для кородинцев нет различий между частями Корода.

— Нам это село досталось от предков. И молодёжь по большей части переселилась вниз. Но я остаюсь здесь со своей большой семьёй – супруга, шестеро наших детей и мать супруги. Здесь дух предков. Он меня энергетически подпитывает. Здесь все люди особенно искренние. Посмотреть даже на мою жену – она такая, какая есть. Вся на виду, открытый, чистый, как младенец, человек.

Абдулла-Магомед зарабатывает на жизнь по старинке своим ремеслом, он плотник. Кухню каждого дома в Корода украшает разделочная доска с резными узорами исполнения Абдулла-Магомеда.

Он рассказывает: «Раньше у нас каждый человек владел каким-то ремеслом, позорно было ничего не уметь. Была даже такая старинная поговорка: “Мужчина, который не владеет никаким ремеслом, как беременная женщина”. Обычно у нас кожей занимались».

Абдулла-Магомед приглашает нас к себе. Дом построен его предками. Труд по тем временам очень нелёгкий. Каждый камень двухэтажного дома несли на себе в гору. Оригинальный внутренний дворик, это стиль старинных построек. Первый этаж отдан под хозяйственные нужды, на втором живут хозяева. Коридор дома, он же веранда. Быт простой, дом украшают работы плотника, после короткого чаепития мы отправляемся в его мастерскую. Помещение, в котором она находится – это тоже старинный дом, которому больше ста лет.

Древность, загадка уходящего в небытие селения, конечно же, завораживает. Но до небытия ещё далеко, тут, в Корода, живут люди, у которых растут маленькие дети, и, возможно, всего лишь через десяток лет история жилой части аула повторится, и опустеет та его часть, в которой сейчас кипит жизнь. Домашний быт местных жителей в этой части по-прежнему автохтонный, ни на что не похожий. Дома, в которых живут люди, соседствуют с заброшенными, нежилыми. Дом, который мы посетили после дома плотника, старинный, в нём живёт семья с четырьмя детьми. На нижнем, полуподвальном этаже держат скот. Домашние животные своим теплом согревают помещение, и поэтому пол этажа над хлевом тёплый. Внутри, на жилом втором этаже дома, две комнаты. Одна из них выполняет функции кухни, гостиной и спальни для всех членов семьи, другая – кладовка.

В Корода жители, которые переселились в города, приезжают только на праздники, чаще на Уразу-байрам, праздник разговения после долгого поста.

Это был последний дом, который мы посетили в старой, но не старинной части Корода. Мы спустились со скалы и направились в совершенно новую часть села, где уже нет старых домов. По пути нам попалась на глаза юная местная жительница Патимат. Мы поинтересовались у Патимат, чем она занимается и планирует ли в дальнейшем оставаться жить в селе.

— Патимат, сколько тебе лет?
— Восемь.
— Ты ходишь гулять в старинное Корода?
— Нет.
— А когда вырастешь, куда пойдёшь учиться?
— В колледж в Махачкале.
— И уедешь, оставишь своё село?
— Ну, я буду сюда приезжать, к папе с мамой.

Патимат улыбается, радуется внезапному вниманию и смущается оттого, что мы её снимаем. Уже в восемь она понимает, что село – это её маленький мир детства, из которого она уже планирует переселиться в мир чуть больше этого.

Так опустевают аулы и даже города. Наша республика не единственная, в которой много сёл-призраков. В других странах и регионах происходит то же самое. Одни города перенаселяются, другие пустеют. Это не грустно, это течение жизни. Оно порой удивляет своими поворотами.

Ну а мы зашли в очередной дом, в который нас пригласили после долгих прогулок по старому, точнее старым Корода. Это дом имама селения. Здесь нас покормили, обогрели. Дом новый, добротный. Во дворе нас встречают сразу несколько кошек. Видно, что здесь их кормят, они сытые, привыкшие к ласке, людей они не боятся. Стоило погладить по голове одну, тут же за порцией ласки подбежали другие.

Заходя в дома новой постройки, мы замечаем одну деталь – удивительно, как мало места требовалось в старину людям для того, чтобы жить, вести быт, растить детей. В старинных домах, которые мы сегодня видели, невероятно крошечные комнаты. Некоторые люди продолжают жить в старых домах, которые называют музейными, редкими, их посещает множество туристов. В отличие от многих других в дагестанских старинных селениях сохраняется некоторый уют и тепло.

В Корода местные жители уже привыкли к туристам и интересу к редкой сохранившейся древней архитектуре. Но при изучении окружающей обстановки понимаешь, что редкие здесь – как раз-таки эти люди. Они как-то неиспорченно добры, открыты, приветливы и искренни. Люди, благодаря которым сохранилось лучшее, что мы имеем на сегодняшний день.

Автор: Айша Тухаева

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии