Корода один из самых древних аулов Дагестана. Аул построен на месте слияния двух горных ручьев – местное население называет их реками. Это одно из самых низко расположенных аварских селений. Согласно источникам село Корода состоял из 13 хуторов: Кикиросу, Урта, Коржиб, Хебта, Килкилболод и другие. Но на самом деле было 7 селений, которые располагались вдали друг от друга, в горах. Жить вдали было очень трудно, так как со стороны на них совершали набеги. Согласно другой легенде в горах были большие змеи, которые не давали людям покоя.
На горе Урта жил один человек по имени Кура, он истребил всех змей. Чтобы змеи больше им не вредили, Кура уговорил всех перебраться вниз и поселиться вместе. Несколько добровольцев пошли искать подходящее место для создания села и оно было найдено посреди четырех рек: Хебта, Урта, Куяда, Хасачиб, которые сливаются и образуют две реки.
Село расположено между двумя горами Гуниб и Седло. Строение будущего села началось на обрывистой горе пятнадцатиметровой высоты с одной единственной тропинкой. Так появилось село Корода. В переводе с аварского Корода (Къорода) «къор» означает ловушка.
Кородинцы в основном выращивали ячмень, кукурузу, фасоль, пшеницу, виноград, сушили курагу. Ничего кородинцам не приходилось покупать, а наоборот приезжали к ним за продуктами. Обо всем этом можно узнать в работе Костенецкого Я. И. «Записки об аварской экспедиции на Кавказе в 1837 году». «Версты через три от входа в ущелье находится довольно большая деревня Корода, в которой сакли в два и три этажа тянутся в одну линию над дорогою и, будучи обращены к ней галереями делают хороший вид. Жаль только, что все они, будучи сложены из шифера, мрачны и как бы неопрятны. Посреди деревни находится треугольная мечеть, на переднем углу которой, выдавшимся к дороге, возвышается очень красивая, тонкая, круглая, наподобие каланчи башенка, чего я не видал ни в одной лезгинской деревне, где обыкновенно мечети почти ничем не отличаются от прочих саклей. Деревня эта принадлежит обществу андалальцев. Впереди ее и за нею простираются версты на четыре прекрасные сады и поля с пшеницей и кукурузой. Абрикосы были уже в полной зрелости, и жители даже даром давали их нам. Особенно превосходны абрикосы с миндальною внутри косточкой, которые составляют другой род от обыкновенных абрикосов.
Несмотря на то, что я уже, пригляделся к атлетическим формам лезгин, здешние жители в особенности поразили меня своим ростом и дородством: в сравнении с ними мы казались просто пигмеями. Они толпами нас окружали и продавали чуреки, яйца, сыр, куриц, и прочее, и иногда я долго заглядывался на какую-нибудь группу этих горцев, где-нибудь, на бугре стоящую. С косматою черною буркой на одном плече, в высокой шапке, в длинным ружьем в руках, кинжалом и пистолетом за поясом, и ко всему этому круглая черная борода, нависшие брови, орлиный нос и аварские глаза: это просто бандиты, перед которыми испанские или итальянские разбойники показались бы мальчишками, и я уверен, что в цветущие времена мелодрамы такая группа, выведенная на сцену, произвела бы самый убийственный эффект.
Почва земли в этом ущелье очень плодородна, что доказывалось превосходно растущим на полях хлебом. Шиферные горы покрыты черноземом и испещрены ручейками. Вода на каждом шагу, и во многих местах земли на косогорах трясется под ногами, как на болоте. Дорога по ущелью еще была сносна, и только огромные валяющиеся на дне камни и беспрестанно вьющиеся потоки делали ее несколько затруднительною для нас». В старину это село называли «вторым Анжи». Местное население занималось кожевным делом, ковроткачеством. Свою продукцию они вывозили за пределы республики.
Корода богата полезными ископаемыми. Здесь добывают асцит, поваренную соль, один из видов каменного угля. В двух километрах от села находятся лечебная минеральная вода, содержащая сероводород. В начале ХХ века в этом селе функционировали консервный завод, винный завод.
Согласно автору книги «Кавказские горцы» в селении было много богатых людей, хозяйство которых составляло 4500 единиц мелкого рогатого скота, 1519 – крупного рогатого скота, 240 лошадей, 430 ослов.
В 1475 году кородинцы приняли иcлам. В это время было построено пять мечетей. К 1770 году была построена главная мечеть с минаретом.
В село приходили учиться грамматике, истории ислама и арабскому языку такие выдающиеся личности как имам Шамиль, его личный секретарь Магомедтагир аль-Карахи. В 1833 году в этой мечети был избран второй имам Дагестана Гамзат-бек.
Как у всех народов, у местных жителей были свои законы (адаты). Вот некоторые из них: Сборник адатов Куядинского наибства
Статья 1. Убийство
— Убийца выходит в канлы, удаляясь из своей деревни, пока родственники убитого не изъявят согласия на примирение. Если во время нахождения в канлы убийца будет убит одним из родственников убитого, то последний никакому наказанию не подвергается и тем прекращается кровное мщение; по совершении преступления с убийцы взыскивается 100 рублей — родственникам убитого и штраф 20 руб
Статья 2. Ранение
— Тот человек, который нанес рану, обязан пригласить лекаря, доставить необходимое для лечения раны, содержать раненого и лекаря до выздоровления. После лечения он должен уплатить за рану по определению лекаря и угостить раненого с родственниками для примирения. Штраф — 10 рублей.
Статья 3. Обнажение кинжала и вообще холодного оружия
— Взыскивается штраф — 5 рублей серебром.
Статья 5. Воровство
— Если украденная вещь найдена у вора, то с виновного взыскивается стоимость украденного и 10 руб. штрафа. Если вор только заподозрен, то хозяин с двумя родственниками обязан принять присягу и тогда только с обвиняемого взыскивается вышеобъявленное.
Сколько раз была в селе, очень оно мне нравится! Теперь и историю его знаю) Спасибо автору!