«По сути, нафсу человека свойственно скверное поведение. Так, он упорно противится соблюдению адаба (этических норм), которые велено соблюдать рабу.
Нафс — неотлучный враг человека.
Пророк мир Ему и благословение сказал:
«Самый большой твой враг — это твой нафс, которыйх находится внутри тебя».
Поэтому тот, кто предоставляет своему нафсу волю в его насаждениях и страстях, является соучастником нафсу в своей погибели. Нафс человека постоянно меняется.
Различают пять уровней нафса человека, в соответствии с приближенностью или отдаленностью его обладателя от Всевышнего АЛЛАГЬА.
- Первый уровень — ан-нафс аль-аммара (повелевабщий творить зло). Он постоянно толкает своего хозяина на грех, заставляет проявлять беспечность.
- Второй уровень — ан-нафс ал-лаввама (упрекающий нафс). Он упрекает своего хозяина за совершённый им грех.
- Третий уровень — ан-нафс ал-мулхима (вдохновляющий нафс). Нафс этого уровня внушает своему хозяину благо и призывает к добру.
- Четвертый уровень — ан-нафс ар-разия (довольный нафс). Этот вид нафса доволен властью Всевышнего АЛЛАГЬА и Его решением. Он проявляет полную покорность Всевышнему и принимает всё, что выбирает для него АЛЛАГЬ.
- Пятый уровень — ан-нафс аль-марзия (нафс, которым доволен Всевышний). Это нафс, который снискал расположение и довольство АЛЛАГЬА, Пречист Он и Всесилен. По достижению этой степени мюрид делает первый шаг на пути к истинному познанию Всевышнего АЛЛАГЬА».