Чеченский тейп Къордой – кто они и откуда?

Чеченский тейп Къордой

История – подобна клубку шерсти, распутывая который, важен и ценен каждый волос…

Как известно, «Дерево держится корнями, а человек тухумом» или родоплеменным объединением – тейпом. Из большого числа Чеченских тейпов, многие имеют Дагестанское происхождение, среди которых один носит название – Къордой…

В 1834 году, после убийства имама Гамзат-Бека, в Чечне, с целью распространения и утверждения ислама среди местного населения, поселились братья ученые-богословы Мухамад, Шамиль, Тагир. Впоследствии чеченцы стали называть их — шейх Мохмад-Хаджи, Шамиль-Хаджи, Тахир-мулла. Шейх Мохмад-хаджи поселился в Бачи-Юрте, где в настоящее время находится его зиярат. Шамиль-хаджи избрал местом жительства Ведено. Тахир-мулла исполнял обязанности муллы в с. Курчали и был имамом мусульманской духовной школы, которую он организовал для жителей окрестных сел.

Во время царской власти, администрация наделила представителей тейпа фамилиями – Каратаевы и Шамилевы…

Во время восстания Алибека-хаджи в 1877 году Тахир-мулла трагически погиб, будучи еще совсем молодым. У него осталась семья – жена Ордаг1аз (Даза), сын Юсуп и дочери Сека, Дабада, Кеси, Кери. Шейх Мохмад-хаджи Каратаев был женат на женщине по имени Паша. У них было семеро детей: сыновья Ибрахим, Исак, Минкаил, Якуб и дочери Маймат, Эхират, Миннат. Мохмад-хаджи пользовался всеобщим уважением, а мюриды, которых у него было много, любили и глубоко почитали его как учителя и наставника.

Но самой яркой личностью среди братьев был Шамиль-хаджи Каратаев.– Это был известный ученый-арабист, видный общественный деятель. Одно время он был членом духовного совета в имамате Шамиля. Свободно владел арабским, турецким, русским языками.

В 1859 году, когда Чечня была поделена на округи, первым председателем шариатского суда – кадием Ичкерийского округа, или как его еще называют «Большой Чечни», был назначен Шамиль-хаджи. Продолжительные войны на Кавказе, огромные физические и психологические нагрузки и испытания, которые только народу-исполину были по плечу, породили сотни вопросов и претензий в чеченском обществе. Глубоко зная шариат и адаты, будучи человеком широко образованным и мудрым, Шамиль-хаджи содействовал разрешению многих спорных и запутанных земельных вопросов, способствовал мирному разрешению вопросов кровной мести, семейных споров. Именно благодаря его усердию в 1870 году впервые в чеченском обществе была организована светская школа для мальчиков из местных семей. Как и все люди обширных знаний, Шамиль-хаджи был в постоянном поиске, вел большую исследовательскую работу. Он оставил большое наследство в виде книг по религиозным наукам, большая часть которых, к сожалению, утратилась в пожаре, однако часть книг и документов сохранились и сегодня бережно хранятся в семьях…

Шамиль-хаджи, как и его братья, был не только праведным и благочестивым человеком, воплощавшим собой во всем пример для подражания, но и прекрасным семьянином. Всю свою жизнь он был любящим и заботливым мужем и отцом. Он имел трех жен – Макку, Маликат и Изахат. От них у него было семеро сыновей – Мохмад, Ахмад, Хамид, Билал, Хажа, Узайр и Махмуд и девять дочерей Риханат, Зайнап, Хадижат, Даба, Пези, Халипат, Ибанат, Ианат и Инабат.

Кадий Ичкерийского округа шесть раз совершал паломничество в Мекку. В 1914 году он отправляется в хадж в седьмой раз. Ему 105 лет, но он настолько бодр, что в состоянии отправиться в столь утомительное путешествие.

Среди потомков этого тейпа было несколько ученых, видных политических деятелей. О каждом из них можно писать романы, слагать легенды, но, вопреки логике жизни, почти все до срока, трагически завершают свой жизненный путь или доживают век на чужбине.

Так, Рашед Шамилев (внук Шамиля Хаджи) был офицером царской армии, жил в Москве, возглавлял восточную внешнюю разведку, участвовал в русско-японской и первой мировой войнах. Когда свершилась большевистская революция и начались повальные аресты и расстрелы, покинул Россию (по семейным преданиям покинул Россию вместе с внуком Имама Шамиля Саид-беем), уехал вначале в Турцию, затем в Иорданию, где занимался преподавательской и предпринимательской деятельностью. Умер Рашид Шамилев в 1956 году.

Большую исследовательскую работу, по выяснению своих корней провел кандидат филологических наук, журналист, историк Адам Каратаев. Им было собрано много материала о своих родственниках, но и он, как выясняется сегодня, ошибался в направлении своих поисков. Вместе со своей женой, и другими интересующимися родственниками, они искали в Карата…

Зри в корень..

Исследователь происхождения чеченских тейпов — кандидат исторических наук, Маирбек Вачагаев в своей статье отмечает, что тейп Къордой основали выходцы из села Корода Гунибского района (Вачагаев М. Современное чеченское общество: мифы и реальность). Этот же факт подтверждает и Марко Шахбанов (Шахбанов М. Черновик. Чеченские тейпы. №16, 2005).

Среди сохранившихся документов и хранящихся в семейных архивах, есть иджаза написанная Мухамад Хаджи Убуди (Ободинским) шейху Мохмаду-Хаджи аль Къороди (перевод документа сделал директор Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, кандидат исторических наук Мусаев М.А).

Еще один документ подтверждающий происхождение Шамиля-Хаджи был переведен и обнародован в апреле 2016 года доктором исторических наук, Айтберовым Т.М. Перевод документа:

«Это – разъяснение на случай возникновения в будущем противоречий и напоминание для других людей.
Обладатель этого документа (листа) – Шахабас Каранайский, сын Мухаммада, сына Абаса – является благородным человеком, происходящим из рода Курайш.
О его происхождении дал присягу в нашем присутствии сам имам Шамиль. Сделал он это на собрании ученых и больших людей.
По причине принадлежности Шахабаса к числу курайшитов обязан каждый, кто встретит его, выказать почтение этому человеку и усадить его на место, которое предназначено для людей благородных, делая это из уважения к Пророку.

Я, кадий Шамиль Кородинский, входящий в число людей правдивых, даю об этом присягу.
29 число месяца раджаб 1266 года хиджры» (9 июня 1850 г.)

Этот документ подтверждает и то, что Шамиль Хаджи входил в диван Имамата и его личное происхождение.

Исследования тейпа Къордой, важности его в истории Чечни и религии будут еще продолжены.

Автор статьи: Шамиль «Кородинский» Халипаев

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments